Хэллоуин, Самайн, Кельтский Новый год, Праздник смерти, канун Дня всех святых… Ночь, когда открываются врата, соединяющие мир мёртвых с миром живых. Ночь, когда любым нечеловеческим сущностям, от фей и эльфов до сил преисподней, позволено свободно разгуливать по земле. Ночь, когда становится возможным невозможное, странное и страшное. От кельтского праздника урожая к единственному дню в году, когда смерть становится смешной, — путь, пройденный Хэллоуином в человеческом сознании, впечатляет.
Примерно 2000 лет назад древние кельты начали праздновать Самайн. В Ирландии и Шотландии его иногда называли «праздником мёртвых», считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы (запрет-табу). Начинался праздник в ночь с 31 октября на 1 ноября, считавшимся последним днём сбора урожая. В этот период с ним стали ассоциироваться оранжевые и черные цвета. Оранжевый символизировал собранный урожай, а черный — смерть и темные времена.
Внутри — бесконечные гирлянды с тыквами, оранжевые и фиолетовые огоньки, похожие на паутину салфетки, скатерти и самые разные тематические безделушки, которые только можно вообразить.
УОЛЛИС КИННИ, «Самайн у ведьмы пограничья»
84 г. н.э .: римское влияние
В период между 43 и 84 годами нашей эры римляне активно взаимодействовали с кельтами. По крайне мере два их праздника «слились» с Самайном. Первый из них, Фералия, отмечался 21 февраля; в ходе него проводилось поминовение умерших. Второй был посвящен Помоне, богине древесных плодов и изобилия. Символом Помоны было яблоко, и этот римский праздник — одна из нескольких теорий почему одним из символов Самайна также стали яблоки.
609 г. н.э .: Папа Бонифаций IV устанавливает День всех мучеников 13 мая.
В 609 году папа Бонифаций IV учредил католический праздник «День всех мучеников», посвятив его христианским мученикам и объявив ежегодную дату его празднования — 13 мая. Позднее этот праздник стал известен как «День всех святых» или «Собор всех святых».
740: Папа Григорий III переносит празднование на 1 ноября
В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования Дня всех святых на 1 ноября. Праздник начал сливаться с другими осенними празднованиями в честь умерших.
837: Папа Григорий IV распорядился о соблюдении праздника.
В 837 году папа Григорий IV распорядился о всеобщем соблюдении празднования Дня всех святых. Этот шаг соответствовал политике церкви «впитывать и христианизировать обычаи новообращенных, а не отменять их». Таким образом, полностью языческий праздник был связан с церковным. И с тех пор странная пара, Самайн и День всех святых, неразрывно следуют вместе. К началу первого тысячелетия христианское влияние на Самайн стало широко распространяться, и церковь объявила следующий день — 2 ноября — как День поминовения усопших.
1600-е годы: поселенцы приносят Хэллоуин в Северную Америку
В 1600-е года фестивали All Hallows’Day стали довольно популярными в Европе. Когда поселенцы начали прибывать в Северную Америку, они привезли с собой и этот праздник. По мере того, как эти традиции сливались с обычаями американских индейцев, в праздничные мероприятия были включены мрачные истории о приведениях, пьесы, сценки, гадания, танцы и другие виды популярного тогда творчества.
1690-е: Страх пилигримов перед ведьмами и популяризация символа черной кошки
В средние века черные кошки считались слугами дьявола, а до этого египтяне связывали их с духами и богами. Европейские суды над ведьмами в 16 веке принесли с собой предположение, что те, кто занимается колдовством, могут превращаться в кошек (в то время у некоторых из обвиняемых в колдовстве также были бродячие кошки, которых те держали в качестве домашних животных).
Эта паранойя попала и в Новый Свет вместе с первыми колонистами-пилигримами. Связь ведьм с кошками занимала видное место на Салемских судах над ведьмами в 1692 и 1693 годах. Сегодня кошки изображаются рядом с ведьмами на праздничной атрибутике, а также неизменно сопровождают костюмированных «ведьм».
1800-е годы: ирландская легенда о «Джеке-Фонаре» порождает светильники из тыквы
Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хеллоуина распространилась в США, светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых.
Истоки этого обычая можно найти в древних ирландских и британских традициях вырезания на овощах лиц во время проведения различных ритуалов. Современный вид «светильник Джека» приобрёл примерно в 1837 году, тогда же он и получил это название. К 1866 году он уже прочно ассоциировался с Хеллоуином.
Призраки и простыня
Примерно между 1750-ми и 1850-ми годами художники начали изображать призраков, появляющихся в своих погребальных саванах. Это был отход от прежних художественных или литературных призраков, таких как отец Гамлета или тех, кто навещал Эбенезера Скруджа в «Рождественской песне». Белые погребальные саваны стали ассоциироваться с призраками — одна из причин, по которым современные «ряженные» надевают на себя простыни.
Камиль Сен-Санс и «Пляска смерти»
В 1874 году французский композитор Камиль Сен-Санс написал симфоническую поэму под названием «Пляска смерти». Мрачная музыка, рассказывающая историю Смерти, просыпающейся в полночь, чтобы устроить танец на Хэллоуин со скелетами, была названа «самой подходящей музыкой для Хэллоуина из когда-либо написанных». Классический шедевр — одно из первых музыкальных произведений, написанных к празднику.
1920-е годы: популярность Хэллоуина способствует массовому производству костюмов
По мере того, как праздник набирал свою популярность, росло и производство для него костюмов. На рубеже веков и до 1920-х годов стали появляться первые признаки Хэллоуина как коммерческого праздника, когда костюмы стали производиться серийно.
За это время компания Dennison Paper Co. создала большое количество простых бумажных костюмов. Это были фартуки с кошками, маленькими ведьмами, шляпы или бумажные маски. Их можно было надеть один раз и выбросить. В это же время Хэллоуин впервые получил стандартную цветовую схему для костюма — желтый, черный, оранжевый, фиолетовый.
1911: Впервые задокументирована фраза «сладости или жизнь» в Северной Америке
«Сладости или жизнь» в той или иной форме были известны на протяжении многих веков, но в Северной Америке они появились только в начале 20-го века. Считается, что первый задокументированный случай произошел в 1911 году. Есть много теорий о происхождении термина — некоторые говорят, что это связано с тем, что кельты оставляли еду для умерших во время Самайна. Другие говорят, что это происходит из шотландской традиции, когда дети одевались как призраки и получали сладости, чтобы отпугнуть духов.
1930-е годы: парады становятся частью праздника
Хотя Хэллоуин все еще не приобрел столь широкого размаха, как сегодня, к 1930-м годам он стал довольно популярным в Соединенных Штатах. Примерно в это же время начали организовываться парады и большие общественные мероприятия. Также появились первые случаи мелкого хулиганства во время торжеств, и идея озорства стала ассоциироваться с праздником.
1947: Вторая мировая война временно приостанавливает Хэллоуин
Во время Второй мировой войны Хэллоуин взял перерыв на несколько лет. Когда солдаты умирали на фронтах, люди были не в настроении для мрачных торжеств. Также были ограничения на продукты и сахар. Однако, когда закончилась война и продовольственные ограничения, Хеллоуин вернулся с размахом. Его популярность резко выросла, и в течение пяти лет практика «сладости или жизнь» стала почти повсеместной по всей Северной Америке.
1950-е: телевидение интегрировало поп-культуру в Хэллоуин
В 1950-х годах, когда популярность телевещания стала расти, Хэллоуин стал широко рекламироваться на большую аудиторию. Популярная культура перешла с радио на телевидение, и внезапно все оказались на одной волне. Люди стали рядиться в одинаковые костюмы, объединялись в группы и вместе ходили «колядовать».
Бобби Пикетт выпускает «Monster Mash»
В 1962 году певец по имени Бобби Пикетт выпускает новинку на тему Хэллоуина под названием «Monster Mash». Неожиданный хит стал чрезвычайно популярным, и 30 октября того же года альбом возглавил все музыкальные чарты в стране; было продано около 1 миллион копий. Сегодня «Monster Mash» остается одной из самых популярных песен на Хэллоуин.
1970-е: Конфеты становятся любимым лакомством
До 1950-х годов детям регулярно клали в сумочки угощения, однако не всегда это были конфеты. Там часто можно было обнаружить такие вещи, как игрушки, деньги или фрукты. Примерно в это время производители конфет осознали потенциальную выгоду и начали продавать шоколадные батончики крошечных размеров специально для Хэллоуина. В 1970-х годах страх перед отравлением еще больше укрепил роль упакованных конфет как любимого лакомства.
Смерть в Техасе
В 1974 году техасец по имени Рональд Кларк О’Брайен смертельно отравил своего 8-летнего сына, «напичкав» конфеты для Хэллоуина цианидом. Он также раздал отравленные конфеты нескольким соседским детям, но никто из них не умер. Случай вызвал повсеместный страх перед отравленными конфетами, хотя исследователи говорят, что паника была значительно преувеличена.
1978: Выходит первый фильм «Хэллоуин». Костюмы становятся более жуткими
В восприятии Хэллоуина как кошмара без грамма веселья виноват режиссёр Джон Карпентер. Его фильм ужасов «Хэллоуин» (1978) дал старт успешной киносерии с сиквелами, римейками, сиквелами римейков и римейками сиквелов, и стал родоначальником жанра «слэшер». Картина рассказывает о сумасшедшем маньяке Майке Майерсе, который устраивает резню в Канун всех святых. Сейчас этот фильм любят пересматривать на хэллоуинских вечеринках. Если смотреть его в шумной компании, лакомясь праздничными сладостями, история бессмысленной и беспощадной «кровавой бани» становится куда менее страшной. Мы же помним, что Хэллоуин нужен в том числе и затем, чтобы бороться с нашими страхами?
В 1980-х годах, после выхода первого фильма «Хэллоуин» в 1978 году, костюмы на праздник резко стали более жуткими. До этого они хоть и были страшными, необычными или странными, но не жуткими и кровавыми.
Карпентер был, понятное дело, не первым. Мотив убийства на Хэллоуин обыграл голливудский классик Фрэнк Капра в эксцентрической чёрной комедии «Мышьяк и старые кружева» (1944). Её герой, женившийся как раз на Хэллоуин, вместе с молодой супругой наносит визит в дом чудаковатых родственников — и обнаруживает в сундуке труп мужчины. И это убийство оказывается не единственным.
Никакой мистики нет и в отменном психологическом триллере «Девочка, что живёт в конце улицы» (1974). Ринн, не по годам серьёзная и самостоятельная тринадцатилетняя девочка, празднует день рождения на Хэллоуин. Этот мотив введён в фильм словно специально, чтобы подчеркнуть её нечеловеческую, хладнокровную готовность убить любого, кто попытается ей навредить.

Маскарад на Хэллоуин киношники очень любят. Один из самых ярких эпизодов в «Инопланетянине» (1982) Стивена Спилберга — когда дети берут инопланетного друга в хэллоуинский поход за сладостями, замаскировав его под привидение. А в фантастической драме «Донни Дарко» (2001) не сразу понятно, что ключевой момент в судьбе главного героя, его «развилка» во времени, — произошедшая на Хэллоуин трагедия. Жутковатый кролик, который объясняет Донни устройство мироздания, на самом деле его одноклассник в маскарадном костюме, как раз тогда и погибший.
Но, разумеется, мистических Хэллоуинов в кино куда больше, чем других. Отлично пойдёт фоном к хэллоуинской вечеринке телефильм «В полночный час» (1980). Его герои решили вырядиться на маскарад в костюмы настоящих колдунов, украденные из музея. Переодеваться они ушли на кладбище, где случайно вызвали к жизни армию мертвецов во главе с настоящей ведьмой. Всё как на хэллоуинском карнавале, только по-настоящему.
Меломаны оценят трогательно-трэшовый ужастик «Конфеты или смерть» (1986), в котором засветились рок-музыканты Джин Симмонс (Kiss) и Оззи Осборн (Black Sabbath), а также создатель «Пункта назначения» и продюсер «Секретных материалов» Глен Морган. Герой этого фильма общается с духом погибшего рокера и не замечает, что стал пешкой в игре злобных тварей с того света.
Классика хэллоуинского жанра — серия фильмов «Ночь демонов» (первая часть вышла в 1988-м). По сюжету компания молодёжи случайно освобождает из заточения демона, который убивает людей и превращает их в таких же демонов. Критики обозвали первый фильм «сборником стереотипов», однако две следующих части получились лучше, чем оригинал, — в основном за счет хорошей дозы чёрного юмора. Если душа всё же просит чего-нибудь готического, пересмотрите знаменитого «Ворона» (1994) с Брендоном Ли: его главный герой и был убит, и воскрес для мести как раз на Хэллоуин.
Лучший саундтрек для вечеринки? Песни группы Helloween (неверное написание слова — намеренное: в названии праздника «спрятался» ад — hell) и музыка Дэнни Эльфмана к мультфильму «Кошмар перед Рождеством» режиссёра Генри Селика и продюсера Тима Бёртона. Действие этого очаровательного мюзикла происходит как раз в городке Хэллоуин, населённом странными и страшными персонажами.

2000-е: костюмы на Хэллоуин становятся сексуальными
Если 1980-е были временем поистине страшных костюмов на Хэллоуин, то новое тысячелетие стало временем сексуальных костюмов. Вместо того, чтобы наряжаться кровавыми серийными убийцами из фильмов ужасов, люди примеряли наряды сексуальных ведьм и медсестер.
Хэллоуин сегодня
Сегодня Хэллоуин превратился в чисто коммерческий праздник. По данным Национальной федерации розничной торговли, в американцы потратили на него почти 9 миллиардов долларов. Из них около 2,6 млрд. долларов — на конфеты, 2,7 млрд. долларов — на декорации и 3,2 млрд. долларов — на костюмы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ МИРА КИНО И МУЛЬТИПЛИКАЦИИ.
- Слово «Самайн» звучит в кино и сериалах сравнительно редко. И, что удивительно, иногда оказывается именем собственным.
- В эпизоде сериала «Сверхъестественное» под названием «Вот так тыква, Сэм Винчестер» Самайн — это имя демона, из страха перед которым как раз и появились все самайнские и хэллоуинские ритуалы. Люди надевали маски, чтобы спрятаться от него, фигурно вырезали тыквы и оставляли на порогах домов сладости, чтобы он не причинял людям зла.
- В мультсериале «Настоящие охотники за привидениями» Самайн — злобная персонификация Хэллоуина с тыквой вместо головы. В серии комиксов Hack/Slash (не путать с одноимённым аниме) Самайном зовут агента «Общества чёрной лампы», которое поклоняется «слэшерам» (демонам). А в компьютерных играх серии King’s Quest Самайном называют Короля Мёртвых.

День мёртвых в Мексике
Самый веселый и странный вариант Дня всех святых празднуется в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре. Здесь он известен как День мёртвых (Dia de los Muertos) — праздник поминовения усопших, уходящий корнями ещё во времена индейцев ольмеков и майя. По народным поверьям, в этот день души умерших посещают родной дом.
Для дорогих покойников сооружают домашние алтари и готовят специальное угощение, включающее, помимо любимых блюд и напитков усопших, традиционный «хлеб мёртвых» с крестом на корке и сладкие сахарные черепа. На улицах городов устраивают весёлые карнавальные шествия, кладбища украшают цветами и лентами, а ночью — горящими свечами, чтобы осветить дорогу мёртвым. Черепа и скелеты, одетые в разноцветные наряды, — обязательные элементы праздничного декора.
Вопреки мрачной теме праздника, отмечают его радостно и весело. Ведь День мёртвых — это день торжества жизни над смертью, день любви к близким, благодаря которой они навсегда остаются жить в памяти родных.