[su_quote cite=»Джон Леннон»]Рок-н-ролл вечен, потому что он прост, в нем нет ничего лишнего. Его ритм проникает сквозь все преграды. Я читал книгу Элриджа Кливера — он пишет о том, как негры помогли своей музыкой белому человеку обрести себя, осознать свое тело. Их музыка проникла в нас навсегда. Уже в пятнадцать лет для меня ничего, кроме рок-н-ролла, в этой жизни уже не существовало. Сила его в каком-то особенном реализме. Поразительная естественность рока поражает уже при самом первом знакомстве с ним. Одним словом, это истинное искусство.[/su_quote]
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РОК-Н-РОЛЛА ОТМЕЧАЕТСЯ 13 АПРЕЛЯ, ЕГО ДНЕМ РОЖДЕНИЯ СТОИТ СЧИТАТЬ 12 АПРЕЛЯ: ИМЕННО ТОГДА АМЕРИКАНСКИЙ МУЗЫКАНТ БИЛЛ ХЭЙЛИ (НА ФОТО СПРАВА) ЗАПИСАЛ ПЕСНЮ «ROCK AROUND THE CLOCK», СТАВШУЮ ЗНАКОВОЙ В НОВОМ НАПРАВЛЕНИИ
В 1950-Х ГОДАХ АФРОАМЕРИКАНСКИЕ И «БЕЛЫЕ» МУЗЫКАНТЫ ЮГА США СТАЛИ СМЕШИВАТЬ РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ, БУГИ-ВУГИ, КАНТРИ, ГОСПЕЛ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО И РОДИЛСЯ НОВЫЙ ЖАНР. СТИЛЬ «БЕЛЫХ» ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РОК-Н-РОЛЛА ТАКЖЕ ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ РОКАБИЛЛИ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ РОК-Н-РОЛЛА МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕТКИЙ РИТМ, ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ТЕМП, РАСКОВАННОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ. ТРАДИЦИОННЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ПРИ ЭТОМ СЧИТАЮТСЯ ЭЛЕКТРОГИТАРА, КОНТРАБАС, УДАРНЫЕ, ФОРТЕПИАНО, САКСОФОН
АВТОРОМ ТЕРМИНА «ROCK’N’ROLL», КОТОРЫЙ С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОЖНО ПЕРЕВЕСТИ КАК «КАЧАЙСЯ И КАТИСЬ», СЧИТАЕТСЯ ДИСК-ЖОКЕЙ ИЗ КЛИВЛЕНДА АЛАН ФРИД. ВЗЯВ НА СЕБЯ СМЕЛОСТЬ ПОСТАВИТЬ В ЭФИР РАДИОСТАНЦИИ МУЗЫКУ В СТИЛЕ РИТМ-ЭНД-БЛЮЗА, ОН РЕШИЛ НЕ ШОКИРОВАТЬ «БЕЛУЮ» ПУБЛИКУ И ПРИДУМАЛ ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ЗАПИСЯМ — РОК-Н-РОЛЛ
ПЕРВОНАЧАЛЬНО СЛОВАМИ ROCK («КАЧАТЬСЯ») И ROLL («КРУТИТЬСЯ») КАК ВМЕСТЕ, ТАК И ПО ОТДЕЛЬНОСТИ АФРОАМЕРИКАНЦЫ, ЖИВУЩИЕ В США, НАЗЫВАЛИ ШУМНЫЕ ВЕЧЕРИНКИ, ГДЕ МОЖНО БЫЛО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ДЕВУШКАМИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОДОЛЖЕНИЯ ЗНАКОМСТВА В БОЛЕЕ ИНТИМНОЙ ОБСТАНОВКЕ. ПОСТЕПЕННО И САМ ПОЛОВОЙ АКТ СТАЛИ ОБОЗНАЧАТЬ ТЕРМИНОМ «ROCK’N’ROLL»
РОК-Н-РОЛЛ ЯВИЛСЯ КАТАЛИЗАТОРОМ К ЧАСТИЧНОМУ СНЯТИЮ РАСОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ТАК КАК «БЕЛЫЕ» ИСПОЛНИТЕЛИ ИГРАЛИ НАРАВНЕ С АФРОАМЕРИКАНЦАМИ. ПРИ ЭТОМ ИЗНАЧАЛЬНО ЖАНР БЫЛ СУГУБО АПОЛИТИЧНЫМ
ПЕРВЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ РОК-Н-РОЛЛА СТАЛИ АМЕРИКАНСКИЕ ПОДРОСТКИ ДЖОННИ БЁРНЕТТ, САННИ БЁРДЖЕСС, ЧАРЛИ ФЕДЕРС. ОНИ ЗАПИСЫВАЛИСЬ САМИ ИЛИ НА НЕБОЛЬШИХ ЧАСТНЫХ ФИРМАХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СТРЕМИТЕЛЬНО РАЗВИВАЛОСЬ И К НАЧАЛУ 60-Х С ПОЯВЛЕНИЕМ ТАКИХ ГРУПП КАК THE BEATLES, THE DOORS И THE ROLLING STONES ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ СТИЛЬ В РОК-Н-РОЛЛЕ — ПОП-РОК, ОЗНАМЕНОВАВШИЙСЯ «БИТЛОМАНИЕЙ»
ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ СОБЫТИЙ, ОЗНАМЕНОВАВШИМ ЭРУ РОК-Н-РОЛЛА, СТАЛ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ВУДСТОКЕ. ЕГО ПОСЕТИЛИ ОКОЛО ПОЛУМИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК, ТРОЕ УМЕРЛИ ВО ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ, А ЕЩЕ ДВОЕ РОДИЛИСЬ. СРЕДИ ВЫСТУПАВШИХ БЫЛИ ТАКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ, КАК THE WHO, JEFFERSON AIRPLANE, ДЖЕНИС ДЖОПЛИН, CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, ДЖОАН БАЭЗ, ДЖИМИ ХЕНДРИКС, GRATEFUL DEAD, РАВИ ШАНКАР, КАРЛОС САНТАНА И МНОГИЕ ДРУГИЕ
ДРУГИМ ЗАМЕТНЫМ СОБЫТИЕМ СТАЛ РОК-КОНЦЕРТ THE ROLLING STONES «GIMME SHELTER»
СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ НЕ НРАВИЛАСЬ МОДА НА РОК-Н-РОЛЛ ИЗ-ЗА ГРОМКОЙ МУЗЫКИ И СВОБОДНЫХ НРАВОВ. ОТЦЫ ЗАПРЕЩАЛИ ДОЧЕРЯМ ВСТРЕЧАТЬСЯ С РОК-Н-РОЛЛЩИКАМИ, А ТЕ В ОТВЕТ СБЕГАЛИ ИЗ ДОМА
В КОНЦЕ 70-Х МИР НАЧАЛ ЗАХВАТЫВАТЬ ПАНК-РОК («ДРЯННОЙ РОК»). В НЕМ УПОР ДЕЛАЛСЯ НА ВОКАЛ И ТЕКСТЫ, ОТЛИЧАВШИЕСЯ КРИТИКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ПОЛИТИКИ, БОГАТЫХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА. НА ВОЛНЕ ПАНКА ВЗЛЕТЕЛИ ГРУППЫ SEX PISTOLS, THE CLASH, STOOGES, ИГГИ ПОП
ПОСЛЕ ТОГО, КАК РОК-Н-РОЛЛ СТАЛ БОЛЕЕ ПОЛИТИЗИРОВАННЫМ, МУЗЫКУ СТАЛИ ВОСПРИНИМАТЬ КАК ПРОТЕСТ. ЗАЧАСТУЮ МУЗЫКАНТЫ ВЫСТУПАЛИ НА МИТИНГАХ, СТАЧКАХ И АКЦИЯХ ПРОТЕСТОВ
ПОСТЕПЕННО НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ИМИДЖА РОК-Н-РОЛЛА СТАЛИ СЕКС И НАРКОТИКИ. ЧАЩЕ ВСЕГО МУЗЫКАНТЫ УМИРАЛИ ОТ ПЕРЕДОЗИРОВКИ, НЕ ДОЖИВАЯ ДО 30
ПЕРВЫЕ РОК-ГРУППЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ БЕДНЫМИ. АЛЧНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ ПРОДАВАЛИ ИХ ПЕСНИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ (ДИКУ ДЖЕЙМСУ И МАЙКЛУ ДЖЕКСОНУ, НАПРИМЕР), А ГОНОРАРЫ ЗА ДИСКИ ПЛАТИЛИ МИЗЕРНЫЕ. ДЖОН ЛЕННОН С ЙОКО ОНО ПРАКТИЧЕСКИ ЖИЛИ В СВОЕМ ROLLS-ROYCE. А У PINK FLOYD И IRON BUTTERFLY НЕ БЫЛО ДЕНЕГ НА АППАРАТУРУ
СЕЙЧАС В ЭТО СЛОЖНО ПОВЕРИТЬ, НО ФРАЗА «СЕКС, ДРАГЗ, РОК-Н-РОЛЛ» — НЕ ПЛОД УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА БУРНЫХ 1960-1970-Х. У НЕЕ ЕСТЬ ВПОЛНЕ КОНКРЕТНЫЙ АВТОР — ИЭН ДЬЮРИ, ВОКАЛИСТ БРИТАНСКОЙ ГРУППЫ IAN DURY AND THE BLOCKHEADS. «SEX & DRUGS & ROCK & ROLL» — НАЗВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ, ВЫПУЩЕННОЙ В 1977 НА ОДНОИМЕННОМ СИНГЛЕ ИЭНА ДЬЮРИ
ОСОБЕННУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ РОК-Н-РОЛЛ ПРИОБРЕЛ В БУНТАРСКОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, В НАИБОЛЕЕ БЕДНЫХ РАЙОНАХ. СО ВРЕМЕНЕМ ИМЕННО ТАМ ВПЕРВЫЕ НАЧАЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ РОК-КЛУБЫ, ГДЕ ВЫСТУПАЛИ ЗВЕЗДЫ ЭТОГО МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ. НА ФОТО МУЗЫКАНТ BONO
ПОП-ИСПОЛНИТЕЛЬ НАЧАЛА 50-Х ПАТ БУН ПИСАЛ: «НИКТО НЕ МОЖЕТ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЛИЯНИЕ РОК-Н-РОЛЛА БЫЛО ЗДОРОВЫМ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ КАК БЫ ИЗВРАЩЕННЫМ, ЧАРУЮЩИМ ФЛЕЙТИСТОМ, ПРИВОДЯЩИМ ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ К САМОРАЗРУШЕНИЮ»
Источник — Коммерсантъ
